Безумно приятное, уже забытое лет как пять ощущение взлета. Когда десяток тонн тяги двигателей разгоняют тяжелый массивный самолет как пушинку. Это прекрасное чувство ускорения и управляемой мощи. А сам момент отрыва? Нет, от восторга не хочется кричать - но ощущение непередаваемое - этот стремительный набор высоты с ощутимой (по земным меркам) перегрузкой. Ощущение мощи и стремительности заставляет испытывать щемящее чувство просто физически восхищения и расслабления одновременно - что-то сладковато-смешанное.
А вид из иллюминатора? Безбрежность пространства наряду с созерцанием земной поверхности просто снимает давление. Неприятное чувство зажатости в затылке, испытываемое в течение нескольких дней и усугубляющееся при напряженных раздумьях, враз снялось.
Почти физическое расслабление уже началось при созерцании летного поля из окна аэровокзала. Огромное заснеженное полотно с равномерной сеткой бетонных плит вызвало смешанное чувство восхищения рукотворным порядком и красотой ненавязчивой стихии, лишь слегка вмешавшейся в зрительный ритм аэродромной индустрии. Самолетов почти не было - лишь пару одиноких Боингов да Аэробус.
Уже в развозочном автобусе обнаружилась приятная неожиданность в сервисе: салон щедро обогревался, но дополнительно обогревались и поручни. Какая мелочь! - и насколько же уменьшается дискомфорт; воспоминания о холодных заиндевевших автобусах и троллейбусах поднимают внутри волну кратковременной ненависти: там-то такое придумать не додумались. А точнее - всем, в сущности, пофиг. Ездий на тачке. А, нема? Ну так ты - лузер. Терпи, тут только нарёд ездить.
Впрочем, к чему негатив. Вот и Ан-24 показался на траверзе: старичку прокручивали второй двигатель, в то время как первый тускло блестел диском раскрутившегося винта. Несмотря на пятидесятилетний возраст машины, обводы ветерана "Аэрофлота" по-прежнему не вызывают нареканий - самолет красив и строг.
На фоне этой не присущей современным пассажирским самолетам стремительности, чистый утилитаризм очертаний нынешних аэробусов нагоняет невыносимую тоску. Вот они, плоды компьютерной оптимизации: серая усредненность геометрического места неких средних точек не вызывает ничего будоражащего. Там, где раньше конструктор проводил дерзновенную линию, отражавшую особенности его натуры и характера, лишь потом несколько скорректированную (и то не всегда) аэродинамическими и прочностными расчетами, теперь - выхолощенный бездумным компьютером теоретический контур. Не верю, что так "экономичнее" и "рентабельнее". Что устранение "человеческого фактора" сделало самолеты быстрей и экономичней.
Скорее - иная методика конструирования, возможно и сознательное устранение одной Личности, формирующей, как в период расцвета авиации и замена этой самой личности квалифицированной...толпой.
Жаль, взгляду не пришлось зацепиться за тот же Ту-154, пусть тяжелый, "ручной" и неэкономичный - но стремительный и дерзкий в своих формообразованиях.
Впрочем, Ан-24 таки визуально разбавил ситуацию.